Франц Мор и Эдит Шаффер.
Моя жизнь с великими пианистами
Франц Мор на протяжении более 25 лет занимал должность главного концертного настройщика в компании по выпуску роялей «Стенвей и сыновья». Среди пианистов, которые доверяли ему настройку своих инструментов, были Горовиц и Рубинштейн, Гульд и Серкин, Гилельс и Клиберн…
Ниже приводятся главы, посвященные роялю «Стенвей» и особенностям его настройки, из книги Ф.Мора «Моя жизнь с великими пианистами», выпущенной в русском переводе издательством «Лайф Паблишерс» в 1999 году. В публикации сохранена орфография переводчика.
Глава 7
Стэнвэй
С тех пор, как я влюбился в рояли "Стэнвэй", у меня появилось сильное желание включить в мою книгу главу, посвященную роялям "Стэнвэй", в которой бы эти великолепные инструменты рассматривались с позиции настройщика и музыканта.
История семьи Стэнвег завораживает. Это настоящая история об американском успехе. Моя семья, я, так же как и члены семьи Стэнвег, приехали в Америку из Германии, и поэтому мы по-особому относимся к истории этих людей.
На протяжении многих десятилетий немецкой истории мы смотрели на Америку как на страну неограниченных возможностей. Я точно не знаю, что побудило семью господина Стэнвега приехать в Америку в 1850 году, но одно мне ясно: на своей родине они чувствовали себя ограниченными, находящимися "взаперти", особенно после немецкой революции 1848 года, которая парализовала торговлю на всех уровнях в немецких провинциях. По мере того как Генрих Энгельгардт Стэнвег и члены его семьи все больше узнавали и слышали об Америке, стране свободы и огромных возможностей, росло их желание переехать туда.
Кроме того, у одного из сыновей Генриха, Карла, после революции 1848 года возникли неприятности политического характера. Поэтому в 1848 году первым в Америку отправился Карл, чтобы побольше разузнать о возможностях работы и перспективах для ведения собственного дела. К тому времени у старшего члена семьи уже был 25-летний опыт выпуска роялей. Восторженные письма, которые присылал Карл домой, помогли принять это непростое решение, и вся семья покинула родину на пароходе 29 июня 1850 года.
В путешествие отправилась почти вся семья: Генрих Энгельгардт Стэнвег, его жена Джулиана и пятеро детей из семи (Доретта, Генрих-младший, Уильямина, Вильгельм и Альберт). Самый старший сын Генриха, Теодор, решил остаться в Сессене, на родине, и продолжить свой бизнес по настройке и ремонту роялей, поскольку он был освобожден от призыва в армию и вскоре собирался жениться. Теодор обладал незаурядными музыкальными способностями и склонностью к слесарному делу. Он был превосходным и известным пианистом, в 14-летнем возрасте он, выступая на инструменте своего отца в 1839 году на музыкальной ярмарке в Бонсвике, одержал победу в конкурсе исполнителей, и роялям Стэнвега присудили очень важную награду. В конечном итоге, сорок один из пятидесяти пяти патентов выданы компании "Стэнвэй и сыновья" за технические нововведения и идеи Теодора Стэнвега.
Как только остальная часть семьи Стэнвег прибыла в Нью-Йорк и расположилась в квартире в центре города, в Манхэттене, господин Стэнвег принял самое мудрое решение: послать трех своих сыновей на три года на различные фабрики по производству роялей, чтобы те освоили язык, познакомились с американским образом жизни и переняли опыт по выпуску и производству музыкальных инструментов.
5 марта 1853 года на улице Варик в Нью-Йорке была основана компания "Стэнвэй и сыновья". (Свою фамилию Стэнвег они переделали на английский лад, и поэтому компания называется "Стэнвэй и сыновья".) Уже в 1860 году, после огромного-успеха ла различных выставках и ярмарках, Стэнвэй открыли новую фабрику между 52-ой и 53-ей улицами и 4-ой улицей и Парк-авеню, на которой 350 мастеров выпускали тридцать малых и пять концертных роялей в неделю.
Трагедия настигла семью Стэнвэй в 1865-м. После многолетней работы, фактически днем и ночью, двое сыновей, Чарльз и Генри, умерли в течение одного года. Отцу тогда исполнилось всего шестьдесят восемь лет, и смерть сыновей была сильным ударом для него и всей семьи. Получив это известие, Теодор, старший сын, который к тому времени перенес свою фабрику из Сессена в Брансвик и добился большого успеха в Германии, продал свой бизнес трем лучшим рабочим своей фабрики - Гротриану, Хефрику и Шульцу, и приехал в Америку для того, чтобы начать работать с отцом и братьями Вильгельмом и Альбертом.
В 1866 году компания открыла концертный зал на две тысячи мест на 14-ой улице в Нью-Йорке. Этот зал, вплоть до открытия "Карнеги-холл" в 1891 году, был главным концертным залом города.
Отделение компании в Лондоне было открыто год спустя, а в 1880 году компания открыла фабрику в Гамбурге, в Германии. Конечно же, воссоединение Теодора со своей семьей принесло огромный успех. Концертные рояли "Стэнвэй" быстро завоевали все ведущие концертные сцены, обогнав по популярности рояли фирм "Эрард" и "Чекеринг", которые доминировали в концертном мире в то время.
Спрос на рояли, обладающие большей силой звучания, которые могли бы удовлетворять запросам лучших исполнителей и их требованиям для бравурного и виртуозного исполнения, постоянно являлся стимулом для производства инструментов превосходного качества. Мастера компании прилагали большие усилия для того, чтобы неизменно выпускать рояли с прекрасным качеством и силой звучания. Я счастлив утверждать, что нынешний владелец компании полностью предан поддержанию давних традиций и репутации в создании лучших в мире инструментов.
Меня часто спрашивают, почему я считаю рояли "Стэнвэй" лучшими роялями в мире. Вот что я отвечаю на этот вопрос:
-
Давайте вначале поговорим о резонансной деке, которая является "душой" любого рояля. Деку роялей "Стэнвэй" делают либо из мелковолокнистой, либо из европейской ели - древесины, которая обладает необычайной стабильностью и виброустойчивыми качествами и способна выдерживать давление. Резонансная дека роялей по конструкции похожа на деку скрипки, благодаря чему она способна усиливать звук равномерно во всем диапазоне. Она имеет девять миллиметров в толщину в ее центральной части и сужается по краям, приближаясь к стенке корпуса до шести миллиметров. Такая конструкция обеспечивает полную свободу движения, производя большее количество колебаний в воздухе и таким образом создавая более богатую и более продолжительную звуковую реакцию, одновременно обеспечивая невероятно широкий звуковой диапазон - от едва слышного пианиссимо до громогласного форте. Это позволяет исполнителю создавать всю красоту выступления.
- Штеги, которые скрепляют части резонансной деки, сделаны из прочной смолистой сахарной сосны с тем, чтобы обеспечить надежное крепление струны при ее движении вниз. Давление равномерно распределяется между рамой и резонансной декой. Концы штег образуют поверхность, которая фактически включает в себя важную часть резонансной деки.
- Рама делается из твердотельного клена и высота ее определяется для каждого инструмента индивидуально: она покрыта металлом с необходимыми отверстиями для крепления струн.Такая конструкция не боится расщепления древесины.
- Штеги и карниз согнуты вдвое. Внутренний и внешний карнизы согнуты и спрессованы в одно целое за одну операцию. Это уникальное нововведение технологии Стэнвэй делает рояль единым звучащим инструментом. Все части карниза подгоняются вручную и пропитываются клеем для обеспечения однородности перед установкой резонансной деки. Штеги сделаны целиком из твердотельного клена и в самом маленьком концертном рояле состоят из восемнадцати составных частей.
- Пять твердых фигурных скобок, сделанных из ели (в небольших роялях их меньше), соединяются со штегами, таким образом снова создавая цельную основу для монолитного звучания инструмента.
- Движущиеся части крепятся к трубчатой металлической раме (еще одна отличительная особенность роялей "Стэнвэй") с помощью шпонки, которая обеспечивает бесшумное передвижение деталей в любом климате.
- Молотки вырубают из стопроцентной натуральной шерсти, не содержащей примеси других материалов. Перед установкой они проходят обработку под высоким давлением для сохранения своей постоянной формы.
В технологии сборки роялей компания "Стэнвэй" целиком придерживается общепринятых стандартов. Это становится очевидным, когда человек посещает конференции по настройке роялей и слушает лекции преподавателей и инструкторов по технологии сборки роялей, которые никак не связаны с компанией "Стэнвэй". Надежность и долговечность роялей "Стэнвэй", в отличие от инструментов, произведенных по серийной технологии, всегда заметна, особенно после восстановления старых инструментов "Стэнвэй". Мой собственный "Стэнвэй", который установлен у меня дома, рояль 1921 года выпуска, модель 0 из красного дерева, действительно выглядит и звучит как новенький, с новой рамой, новыми струнами, а также восстановленными и заново отрегулированными новыми молотками. Это поистине великолепный, изумительный инструмент с красивым звучанием. Мой сын Майкл, который занимает пост национального директора по обслуживанию в компании "Стэнвэй", восстановил инструмент 1890 года выпуска, модель А, который находился в ужасном состоянии, а теперь являет собой поразительное свидетельство того, что- можно сделать со "старым" "Стэнвэем". Этот инструмент звучит невероятно красиво и обладает изумительным ходом.
Согласно одной забавной истории, когда Владимир Горовиц подошел к вратам рая, ангел, отвечающий за музыку, закричал играющим на арфе ангелам: "Уберите ваши арфы и подайте нам "Стэнвэй": к нам идет Горовиц!"
Глава 8
Настройка рояля
Давайте поговорим немного о том, что требуется для правильной настройки рояля. В этом вопросе существует масса заблуждений, поэтому я постараюсь объяснить этот процесс с помощью терминов, которые сможет понять любой заинтересованный этим предметом человек. Настройка чрезвычайно важна, поскольку даже лучший в мире рояль не представляет собой никакой ценности, если на нем невозможно нормально играть. Что такое настройка? Настройка - это натяжение струны до такой степени, что она начинает колебаться при физическом воздействии с необходимой частотой. Эталонной частотой для концертного рояля принято считать частоту колебания струны 440 герц, которая соответствует ноте "ля" первой октавы.
Высота тона
В конце XIX столетия была сделана попытка установить единую стандартную высоту тона, которая в то время была различной. В конечном итоге было принято "французское решение", согласно которому высота тона для концертного рояля становилась равной 440 герцам (число колебаний за одну секунду). К сожалению, в настоящее время больше не существует единого для всех значения эталонной частоты. Члены оркестра настраивают свои инструменты с помощью камертонов, частота которых составляет от 440 до 446 колебаний в секунду. Часто этот факт ставит настройщика концертного рояля в затруднительное положение.
Несколько лет назад, когда симфонический оркестр города Дрездена выступал с гастролями в "Карнеги-холл", я настраивал рояль на общепринятый стандарт частоты в 440 герц. Я приехал на репетицию для того, чтобы посмотреть, останется ли доволен моей работой солист оркестра. Но как только музыканты взяли ноту "ля", звучание инструментов повергло меня в смятение, поскольку весь оркестр был настроен на частоту 446 герц. Мне заявили, что музыканты не могут играть в таком "низком" тоне, В мое распоряжение дали тридцать минут для того, чтобы полностью перестроить весь рояль на стандарт 446 герц. Конечно же, за такой короткий промежуток времени невозможно качественно настроить инструмент, но, по крайней мере, на нем можно было играть.
В другой раз я сопровождал Рудольфа Серкина и его известный многим рояль СД 169 на протяжении нескольких концертов. Он только что исполнил "Императорский концерт" Бетховена в сопровождении симфонического оркестра города Чикаго. Я настроил инструмент на частоту 442 герца, поскольку оркестр использовал именно это значение. Следующий концерт маэстро должен был играть в сопровождении симфонического оркестра города Кливленда в "Северанс-холл" несколькими днями позже. После концерта в Чикаго я торопился прибыть в Нью-Йорк на следующий день, поскольку меня и Елизавету пригласили на день рождения Горовица, которое мы праздновали в доме Питера Гелба, его менеджера. Серкин был очень великодушен и разрешил мне отлучиться на пару дней. Мы договорились, что так как его рояль отлично держит тон, то репетицию в Кливленде он сыграет без лишней настройки, а я приеду из Нью-Йорка во второй половине дня для того, чтобы подготовить инструмент для вечернего концерта.
Когда я уже был готов к тому, чтобы отправиться в .аэропорт и улететь в Нью-Йорк, мне позвонил по телефону мой хор'оший друг Даниэль Маджеск, концертмейстер Кливлендского симфонического оркестра. Он выражал свое сожаление, поскольку рояль был настроен на частоту 442 герца, и попросил меня, чтобы к концерту я заново настроил рояль на частоту 440.
Процедура настройки
Ниже я кратко привожу процедуру настройки рояля, которой мы придерживаемся. Сначала, с помощью камертона в качестве эталона, настраивается нота "ля" первой октавы, или 49-ая клавиша на клавиатуре (А4). Затем устанавливается то, что мы называем "темперацией" - ноты между "ля" 4-ой и 3-ей октавами, то есть клавиши с 49-ой по 37-ую. Настройка темперацию этой октавы является основой всего процесса настройки инструмента.
После настройки темперации от А4 до А3 регулировка осуществляется в следующей последовательности:
- А37»»Е44, квинта
- Е44 «« В39, кварта
- В39 »» F#46, квинта, проверить сексту А-F#
- F#46««С#41, кварта, проверить терцию А-С#
- С#41»»G#48, квинта, проверить сексту В-G#
- G#48««D#43, кварта, проверить терцию В-D#
- D#43««ВЬ38, кварта
- ВЬ38»»F45, квинта, проверить терцию С#-F и F-А
- F45««С40, кварта, проверить терцию С-Е и сексту С-А
- С40»»G47, квинта, проверить терцию D#-G и сексту ВЬ-G
- G47««D42, кварта, проверить терцию D-F# и ВЬ-D
Для того, чтобы правильно настроить темперацию, нужно слышать и знать звуковой образец, звучание терции и сексты. Настройка первых четырех нот является самой важной в настройке всей темперации. Когда у вас правильно настроено восемьдесят процентов темперации, остальные ноты просто становятся на свои места.
Помните также о том, что ни кварты, ни квинты не настраиваются "чисто". Они должны темперировать между собой" для того, чтобы все интервалы соответствовали друг другу через каждую квинту. Все большие терции должны создавать плавную возрастающую прогрессию. Большие сексты также должны создавать плавную возрастающую прогрессию. Начиная с первой октавы рояль настраивается по октавам, имея в виду, что октавы можно настраивать либо точно, либо широко.
Очень важно, чтобы концертный настройщик закреплял струны очень надежно. Я хочу сказать, что концертный рояль должен быть рассчитан на настоящие "побои". Пианист во время концерта буквально колотит по клавиатуре, поэтому все настройщики должны закреплять струны настолько прочно, чтобы после окончания концерта рояль по-прежнему оставался настроенным, в таком же превосходном состоянии, как и до начала концерта. Этого можно добиться.
Я всегда повторяю, что трудно найти настройщика, который бы действительно показывал высокий уровень мастерства, но еще труднее найти среди хороших специалистов таких, кто мог бы закрепить струны так крепко, чтобы рояль действительно мог выдержать "побои" во время концерта и постоянно находиться в настроенном состоянии.
Человек только тогда сможет стать настоящим настройщиком, если будет работать над этим постоянно, никогда не теряя из виду тот факт, что на настраиваемом рояле будут играть на концерте. Ни один настройщик не должен когда-либо прятать настроечный молоток подальше от настроечных штифтов, иначе он не сможет гарантировать, что эта нота, эта струна сможет выдержать сильное давление и не расстроиться в какой-то момент. Настройка требует времени!
Меня часто спрашивают о возможности использования так называемых настроечных "детекторов", которые представляют собой электронное устройство для настройки рояля. Я знаю, что многие настройщики, особенно в Соединенных Штатах и совсем немного в Европе, прибегают к помощи этих устройств. Лично я являюсь ярым противником использования этих приборов в нашей работе. На это у меня есть ряд основательных причин.
Причина первая. Несмотря на то, что само устройство генерирует идеальный тон нужной ноты, одно дело - получить звук с помощью прибора, а совсем другое - настроить по нему конкретный инструмент. Невозможно развить слух для квалифицированной настройки без опыта и многолетней практики, ведь слух приходит вместе с развитием необычайной чувствительности рук и пальцев. Развитие этой чувствительности помогает настройщику закрепить струну таким образом, чтобы на все сто процентов гарантировать (и только ухо человека может уловить разницу), что эта конкретная нота будет находиться в настроенном состоянии независимо от того, как сильно пианист будет нажимать на клавиши инструмента. Именно в этом электронный датчик не в состоянии помочь, потому что настройщик, пользующийся этим прибором, полностью полагается на свое зрение, пытаясь настроить струну на совершенный тон согласно показаниям прибора. При этом информация проходит через "зрительный шлюз", и таким образом человек никогда не сможет развить необычайную, тонкую чувствительность, которая зависит от прикосновения ваших пальцев и чистоты вашего слуха, что так необходимо для точной и надежной настройки инструмента. На протяжении всей моей карьеры настройщика, на протяжении всех лет преподавательской деятельности я ни разу не встречал специалиста, который способен был точно и квалифицировано настроить инструмент с помощью электронных приспособлений.
У вас, наверное, возник вопрос: "А можно ли использовать электронный датчик для настройки арфы?" Настройка такого инструмента, как арфа, является совершенно другим делом. Сила натяжения струны арфы даже близко нельзя сравнить с натяжением струн в рояле. Струны в рояле натягиваются очень сильно. Малейшее изменение в натяжении струны незамедлительно влияет на высоту ее тона. В случае с арфой дела обстоят по-другому. При настройке арфы не возникает никаких проблем с использованием датчика, поскольку допустимое отклонение в натяжении струн в арфе гораздо больше, чем для струн рояля.
Другим важнейшим фактором в работе концертных настройщиков является количество реально доступного для работы времени. Очень часто настройщику вообще не остается времени, чтобы подготовить инструмент для концерта. Допустим, репетиция затянулась дольше обыкновенного, и в распоряжении мастера остается всего тридцать минут до того времени, как люди начнут заходить в зал в поисках своих мест. В таких случаях мне не только приходилось очень быстро работать, но и рационально распоряжаться оставшимся временем для того, чтобы выполнить свои обязанности.
Обычно до начала концерта в моем распоряжении остается около получаса, но даже в этом случае я не успеваю идеально настроить инструмент. На самом деле мне необходимо сорок пять минут, чтобы добротно подготовить рояль. В своей жизни я встречал некоторых настройщиков с таким стремлением к совершенству, что те проводили целый день, пытаясь как можно лучше установить темперацию, но потом у них не оставалось времени на настройку остальной части рояля! Очень трудно найти специалистов, которые знают, как нужно распорядиться доступным количеством времени, чтобы вовремя завершить свою работу. Лично я считаю, что именно эта черта настройщика является самой главной.
Конечно же, иногда возникают такие ситуации, когда мастер просто не в состоянии ничего сделать, независимо от своего опыта. Допустим, в вашем распоряжении есть всего десять минут, чтобы настроить полностью расстроенный рояль. Это просто невозможно. Такое однажды произошло и в моей практике. Артур Бенедетти Микалежделли был полной противоположностью Горовицу, что касалось времени репетиций. Горовиц никогда не занимался в день своего выступления. Микалежделли занимался постоянно, каждую минуту, включая день своего выступления. И если ему не нравилась последняя репетиция перед концертом, то он отменял его!
Когда Микалежделли впервые приехал в Америку, это было наверное лет двадцать назад, ему не понравился ни один из инструментов, которые стояли в нашем подвале специально для пианистов. Поэтому мы вместе отправились на фабрику, чтобы он мог взглянуть на новый "Стэнвэй" СД 15, рояль, который лично мне очень нравился. (Этот случай произошел более двадцати лет назад, поскольку затем на протяжении многих лет этим инструментом пользовались музыканты Кливлендского симфонического оркестра. Действительно, это превосходный инструмент.) Для того, чтобы Микалежделли мог опробовать этот рояль, мы перевезли его из цеха в "Карнеги-холл", и он занимался на нем все утро в день своего выступления. Естественно, что новый рояль не держит тон достаточно хорошо, и над ним приходится довольно много потрудиться, прежде чем его звучание станет достаточно ровным, поэтому я попросил маэстро оставить мне немного времени, чтобы настроить инструмент перед концертом. Но после нескольких минут перерыва на завтрак он снова сел заниматься и играл на протяжении всего дня.
- Маэстро, - умолял я его, - мне просто необходимо пару часов для того, чтобы настроить рояль, поскольку инструмент новый, струны еще недостаточно притерлись. Мне действительно нужно много времени, чтобы настроить этот инструмент, учитывая, что он совершенно новый.
Но маэстро даже не слушал меня, он даже не смотрел в мою сторону! Он просто продолжал заниматься и заниматься без перерыва. Оставалось все меньше времени до концерта. В отчаянии я подошел к сценическому менеджеру (тогда этот пост занимал Стюарт Варков). Он помог мне, и мы оба поговорили с маэстро. Но он ответил нам, что ему нужно заниматься, и попросил нас покинуть сцену.
В конце концов, в моем распоряжении оставалось всего полчаса, за которые я еще мог что-то сделать. Я умолял его, я умолял Стюарта Варкова. Стюарт снова подошел к Микалежделли и сказал: "Нам нужно открыть зал за полчаса до начала концерта, и Францу нужно тридцать минут, чтобы настроить инструмент..."
Но Микалежделли даже не слушал его, он продолжал заниматься.
К тому времени открыли зал, и зрители начали занимать свои места, поскольку начало выступления и так уже задерживалось. Вдруг Микалежделли посмотрел на меня и сказал: "В вашем распоряжении десять минут... - он повернулся к залу и громко сказал: - и тогда вы можете открыть двери и позволить людям входить!" Микалежделли уже повернулся, чтобы надеть свой концертный смокинг. В тот момент я был вне себя и сказал ему: "Маэстро, я предупреждал вас снова и снова, что мне нужно время, а теперь вы даете мне десять минут. Я не прикоснусь к вашему роялю!"
Весь концерт маэстро играл на расстроенном рояле. На следующий день в газетах Нью-Йорка писали о том, как неудачно прошел концерт в "Карнеги-холл": ""Стэнвэй" маэстро не был настроен!"
Говоря о настройке, приходится снова и снова повторять, что рояли отличаются друг от друга и ведут себя по-разному. Одни рояли "Стэнвэй" остаются настроенными на протяжении долгого времени независимо от обстоятельств, в то время как другие быстро расстраиваются и за ними нужен особый уход. Например, рояль Горовица, с которым он путешествовал на протяжении последних лет, мог долго оставаться в настроенном состоянии. Его могли перевозить на грузовике или самолете, и он все равно оставался настроенным после такого путешествия, независимо от длительности и условий транспортировки. Таким образом, мы пересылали этот инструмент из Нью-Йорка в Японию на самолете. Перед тем, как упаковать рояль, я настроил его. И когда самолет приземлился в Японии и мы достали и заново собрали рояль, он по-прежнему был настроен. Другие же рояли более чувствительны к передвижениям и, чтобы они постоянно находились в хорошем состоянии, за ними приходится следить более тщательно. Я не могу сказать вам, почему так происходит. Некоторые думают, что после того, как они в комнате передвинут рояль на пару сантиметров, им тут же необходимо вызывать настройщика, потому что инструмент от этого моментально расстраивается. Мы передвигаем инструменты каждый день на различные расстояния, и они не расстраиваются.
Инструмент, прошедший акклиматизацию, может даже выдерживать существенные перепады в температуре. Предположим, что мы настраиваем рояль, прежде чем его отправят в Центр Линкольна или "Карнеги-холл" на концерт, который состоится в субботу. Рояль обычно грузят на машину и отправляют в пятницу, и он остается в кузове грузовика на протяжении всей ночи, чтобы к утру уже быть на месте. У нас в компании нет машин с обогреваемым кузовом, поэтому, если это зима, то рояль замерзнет, и когда вы поставите его на сцену, он будет расстроен. И вот тогда происходит нечто невероятное: по мере того как температура инструмента повышается до температуры помещения, он снова приходит в настроенное состояние! Меня всегда поражает то, как инструмент может переносить большие колебания температуры и всевозможные перестановки и по-прежнему оставаться настроенным.
Конечно, температура может повлиять на настройку, особенно если перемена была внезапной и рояль только что прибыл с фабрики, когда еще все его части - древесина, струны и металл - не приработались. Для этого инструменту необходимо какое-то время. Чем более постоянна температура того помещения, где большую часть времени находится рояль, тем дольше он не нуждается в настройке. Мне кажется, что лучшее место для рояля, чем столичный музей в Нью-Йорке, трудно найти. В этом музее установлена очень сложная система контроля за состоянием окружающей среды, которая несколько раз в день проверяет и регулирует температуру и влажность помещений. Рояли, выставленные там, почти никогда не расстраиваются. Если у вас есть рояль "Стэнвэй" и вы живете в частном доме, я рекомендую поддерживать постоянную температуру в комнате как можно тщательнее, не ставьте инструмент вблизи стен, выходящих на улицу, близко от окон или обогревателей. Если вы соблюдаете эти меры предосторожности, то некоторые рояли можно настраивать только один раз в год, и даже тогда это будет всего лишь подстройка инструмента, а не полная его настройка заново.
Я часто вспоминаю одну женщину, у которой было два прекрасных рояля "Стэнвэй", но они могли оставаться в настроенном состоянии продолжительное время, особенно тот, который стоял ближе всего к большому окну в ее музыкальной комнате. Я постоянно рекомендовал ей передвинуть рояль ближе к внутренней перегородке, но ее музыкальная комната была настолько мала, что там просто не было достаточно места для перестановки инструмента. Тогда она переехала в другой дом, с системой кондиционирования и обогрева комнат, с лучшей планировкой. В новом доме музыкальная комната была достаточно большой, и ни один рояль не стоял вблизи окон. С момента ее переезда оба ее инструмента пребывали в отличном состоянии.
Глава 9
Совершенный тон
Я просто считаю своим долгом сказать несколько слов о "совершенном тоне". За годы моей работы я встречал разных людей, которые утверждали, будто они обладают совершенным слухом. Под совершенным слухом я имею в виду способность человеческого уха отличать тон одной частоты от тона другой. Когда человек обладает совершенным слухом, то он может просто, ткнув пальцем в небо, сказать "это чистое "си"" или "это соль-диез", или "это "ре", а это "ля"". С другой стороны, если человек обладает абсолютным слухом, он может без помощи камертона определить частоту, на которую настроена нота "ля" первой октавы, - на 442 герца или же на 438. Я с полной ответственностью заявляю, что никто не в состоянии без помощи камертона определить резонансную частоту натянутой струны. Ни один человек без специальных приспособлений, на слух не сможет отличить тон с частотой 440 герц от тона с частотой 438 герц.
Единственный человек, который утверждал, что обладает "абсолютным слухом", был Юджин Орманди, знаменитый дирижер симфонического оркестра города Филадельфии. Мне несколько раз приходилось попадать с ним в неприятные ситуации, один раз это случилось, когда я работал вместе с Эмилем Гилельсом в Филадельфии. Я должен был начать настройку рояля в восемь часов утра, чтобы успеть подготовить инструмент к 10-часовой репетиции. Только я приступил к работе, как на сцену поднялся Гилельс и сказал мне: "Франц, я приехал так рано, потому что я хочу, чтобы вы настраивали мой рояль намного выше, чем 440 герц, поскольку оркестр после разогрева всегда забирается вверх [и это чистая правда с позиции настройки тона инструмента], а я хочу, чтобы мой рояль был выше их всех. Вы можете настроить его выше?"
Как вы знаете, я всегда стараюсь помочь и удовлетворить желания людей, с которыми я работаю. Я ответил: "У меня все еще есть с собой мой немецкий камертон [который тогда был настроен на частоту 444 герца]. Я с радостью помогу вам и настрою ваш инструмент по нему".
Он очень обрадовался и сказал: "Франц, пожалуйста, настройте его на частоту 444 герца!"
Я уже настроил рояль по камертону, установленному на частоту 440 герц, и только начал перестраивать его на новую частоту, как в зал вошел Орманди. (Он всегда приезжал на репетицию раньше всех, раньше любого из музыкантов. Это было старой европейской традицией.) Он тут же понял, что я настраиваю рояль выше обычного, хотя, как я уже говорил, он не мог знать, что частота была ровно 444 герца. Но он услышал, что я настраиваю выше обычного, он заволновался и воскликнул: "Великолепно! Настраивайте именно так! Я всегда сражаюсь со своим оркестром. Музыканты хотят играть ниже, а мне нравится выше!" Он продолжал: "Вот тут! Именно так!" Поэтому я совершенно спокойно перестроил рояль по новой частоте камертона - 444 герца.
Я никогда не забуду тот день. В десять часов музыканты оркестра заняли свои места. Я был единственным человеком в зале и сидел на втором или третьем ряду. Ровно в десять часов началась репетиция, и, конечно же, Гилельс сидел за роялем, готовый исполнить "Императора" Бетховена. Солист взял для оркестра ноту "ля", и как только он прикоснулся к роялю, музыкант, играющий на гобое, вскочил на ноги и закричал на маэстро Орманди: "Маэстро, мы не будем играть так высоко! Это невозможно! Мы не будем играть!"
На довольно продолжительное время Орманди и Гилельс застыли, словно статуи: Орманди - на подиуме, а Гилельс - за роялем. Ну точно как статуи. А в это время музыкант продолжал настаивать: "Мы не будем играть так высок… Продолжение »