ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ВИДЫ НАСТРОЙКИ
Под настройкой фортепиано - пианино или рояля - понимают процесс получения необходимой высоты (частоты) колебаний струн в соответствии с 12-ступенным равномерно-темперированным строем и выбранной мензурой путем создания определенных усилий натяжения струн.
Методы настройки. В основе их лежит сравнение по частоте музыкальных интервалов (квинта, кварта, октава) и получение требуемых количеств биений тонов этих интервалов.
В практике настройки музыкальных инструментов с равномерно темперированным звукорядом (пианино, рояль, баян, аккордеон) пользуются в основном тремя методами настройки зоны темперации: октавно-квинтовым (метод Н.А. Гарбузова – Р.П. Риса); квинто-квартовым и кварто-квинтовым.
Октавно-квинтовый круг охватывает несколько больше, чем полторы октавы, расположенные почти в середине звукового диапазона инструмента от «ля» малой октавы до «ми» второй октавы включительно (20 полутонов).
Этот метод настройки зоны темперации выгодно отличается от остальных двух, так как интервалы октавы и квинты (особенно октавы) шире квартового интервала, что значительно легче воспринимается на слух. Точность темперированных интервалов по этому методу может быть достигнута в большей мере по сравнению с другими методами, включающими в зону темперации меньшее число полутонов.
Правда, октавно-квинтовый метод настройки фортепиано более трудоемкий, так как он охватывает 20 полутонов вместо 12, но качество созвучий этой зоны и инструмента в целом будет значительно лучшим.
Квино-квартовый круг настройки аивнино или рояля охватывает полутоны на участке от «ля» малой октавы до «ля» первой октавы (13 полутонов) включительно, в котором имеется только один октавный ход, а остальные квинтовые и квартовые.
Кварто-квинтовый круг настройки фортепиано распространяется от «ми» первой октавы до «ми» второй октавы (13 полутонов) включительно, в котором также имеется только один октавный ход, остальные – квартовые и квинтовые.
Настройку зоны темперации по октавам и квинтам начинают с исходного тона «ля» первой октавы, выстраиваемого по камертону 440Гц, и ведут в такой последовательности:
Последний, двадцатый, интервал (квинта ми2-ля1) не настраивается, а только проверяется, так как тон ля1 уже был настроен по камертону и при правильной темперации всех предыдущих интервалов этой зоны квинта ми2-ля1должна получиться правильно темперированной, звучащей с одним биением в секунду. Интервал ми2-ля1, являющийся заключительным, соединяющим круговое движение интервальных ходов с первым настроенным звуком ля1, является также контрольным интервалом, позволяющим судить о качестве настройки и темперации звуков, входящих в зону. При движении квинтовых ходов от верхних звуков к нижним последние повышаются в каждом квинтовом интервале до образования одного биения в секунду. При настройке октавных созвучий их обязательно нужно доводить до чистого звучания.
Правильность фортепианной настройки первой зоны темперации нужно проверить прежде, чем проверить прежде, чем продолжить дальнейшую настройку. Для этого после настройки фа1 настраивают «фа» большой октавы (через малую октаву). Одновременно с настроенным «фа» большой октавы приводят в совместное звучание исходный звук ля1. Если вся предыдущая часть зоны темперации настроена правильно, то одновременное звучание ля1-«фа» большой октавы должно дать 6-7 биений в 2 сек. (или 3-3,5 биений в 1 сек.)
Схема фортепианной настройки зоны темперации по октавно-квинтовому кругу
Настройку пианино и рояля по квинто-квартовому кругу также начинают с исходного тона ля1, настроенного по камертону 440 Гц.
Этот метод фортепианной настройки получил наибольшее распространение среди опытных настройщиков, так как его можно выполнять по разным схемам движения квинтовых и квартовых интервалов относительно высотного расположения тонов звукоряда настраиваемого пианино (рояля). Ниже приведены две наиболее распространенных схемы настройки.
1. От исходного тона ля1, настроенного по камертону 440 Гц, настраивают в чистую октаву «ля» малой октавы:
Как видно из схемы, настройка зоны темперации, включающей одну октаву от «ля» малой октавы до ля1, содержит 12 интервальных ходов; один из них октавный (первый) и квартовый ми1-ля1 (тринадцатый) интервалы образуются из двух крайних настроенных звуков, которые являются заключительными. При правильной настройке вышеприведенной зоны темперации заключительная кварта должна оказаться правильно темперированной и звучать с таким же числом биений, как и предыдущая кварта.
При настройке зоны темперации по этой схеме темперирование интервалов, кроме октавного, надо производить, повышая нижние звуки в квинтовых интервалах до одного биения в секунду и повышая верхние звуки в квартовых интервалах до 1,4 биений в секунду. Если звучание заключительной кварты ми1-ля1 окажется неправильным, значит, при настройке допущена ошибка, и настройку зоны темперации следует откорректировать. Обратными ходами следует вести настройку интервальных созвучий до тех пор, пока будет найдена и исправлена ошибка.
Схема настройки зоны темперации по квинто-квартовому кругу
2. Вторая схема фортепианной настройки зоны темперации по квинто-квартовому кругу также начинается с настройки октавного интервала, то есть:
Настройка зоны темперации заканчивается двенадцатью ходами. Один из них (первый) октавный 13-й интервал ре1-ля1 образуется из настроенных звуков, замыкает круг зоны темперации и является контрольным интервальным. При этой схеме настройки темперацию интервалов производят, повышая до одного биения верхний звук в квинтах и понижая до 1,4 биения нижний звук в квартах.
Зону темперации от ми1-ля1 настраивают по кварто-квинтовому кругу следующим образом:
Ми1-ля1 является заключительным интервалом, замыкающим настроенное последнее ми1 с настроенным ля1.
Для большей уверенности можно настроить в октаву ми2, то есть октавный интервал ми1-ми2. Настроив эту октаву, мы получим еще квинтовый интервал ми2-ля1, который может служить дополнительным контрольным интервалом для проверки чистоты настройки этой зоны темперации.
Схема настройки по кварто квинтовому кругу
Виды настройки. В процессе производства пианино или рояль настраивается, как правило, пять или более раз. Две настройки выполняют обычно в еще не собранном инструменте после наложения струн на футор. Эту предварительную настройку называют цвиковкой. Цвиковку проводят с меньшей тщательностью, чем окончательную настройку фортепиано, поэтому для нее часто применяют специальные приборы для настройки, выпускаемые промышленностью разных стран. Основное назначение цвиковки— подвергнуть струнную одежду и опорную конструкцию естественной релаксации (текучести), чтобы уменьшить ее по завершении производства, а следовательно, улучшить эксплуатационные характеристики пианино или рояля. При первой цвиковке строй инструмента завышают на полтона, используя для этого специальный камертон или прибор для настройки тона ля. При второй цвиковке завышение строя составляет четверть тона. Между первой и второй цвиковками делается выдержка примерно 3 дня.
НАСТРОЙКА ПИАНИНО, РОЯЛЯ В ХАРЬКОВЕ
РЕСТАВРАЦИЯ, РЕМОНТ И НАСТРОЙКА СТАРИННОГО ПИАНИНО И РОЯЛЯ В ХАРЬКОВЕ И ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
вызов настройщика фортепиано по телефону:
093–704-71-29
097-663-09-36