…рмируют ощущение «живого» (не синтезированного) звучания фортепиано. Струны являются первичным источником звуковых колебаний в фортепиано (вибратором): от их акустических, физико-механических и игровых параметров зависит в значительной степени качество инструмента. Комплект струн фортепиано называется «струнной одеждой». Общий вид массивной чугунной рамы с натянутыми на нее струнами показан на рис. 4.3.40. Как уже было сказано выше, количество струн в концертных роялях изменяется в пределах 235-250, они собраны в хоры, число которых равно примерно 85-90. Соотношение числа хоров с одной, двумя или тремя струнами меняется у разных типов инструментов (концертных, кабинетных роялей, больших и малых пианино и др.). Чтобы получить заданную частоту настройки струны (частоту ее основного тона), можно менять натяжение, длину, диаметр и плотность материла струны. Для устойчивости строя фортепиано в отношении колебаний температуры необходима приблизительно равномерная сила натяжения всех его струн. Обычно струны натягивают с силой 70-75 Н (для басовых — 100—120 Н), что дает общую сумму натяжения, которую должна выдерживать рама, равную 20-24 тоннам. Натяжение струн выросло за последнее столетие почти в четыре раза, что привело к увеличению силы звука и изменению тембра звучания, а также потребовало изменения конструкции и материала струн. При сохранении натяжения примерно постоянным по величине изменять частоту можно только меняя длину, плотность и диаметр струн. Если бы струны имели одинаковую плотность материала и диаметр, а изменения происходили бы за счет длины, то при длине струны для самой высокой ноты ~ 52-60 мм, длина для самой низкой должна была бы быть ~ 6200-7600 мм (поскольку диапазон изменения высоты звука в рояле составляет семь с половиной октав). Изготовление инструментов таких размеров (почти 8 м длиной) и их использование практически невозможно (хотя отдельные экземпляры таких концертных роялей были изготовлены). Поэтому конструирование струнной одежды пошло по пути постепенного увеличения диаметра и массы струн с одновременным уменьшением приращения их длин. Для повышения плотности (общей массы) часть струн басового диапазона делают обвитыми. В качестве материала для гладких струн и кернов обвитых струн в современных инструментах применяется стальная струнная проволока, для навивок обвитых струн — медная проволока. Все это в целом позволяет значительно уменьшить разницу в длинах струн: например, для одной из конструкций рояля длина рабочей части нижней струны равна 1356,5 мм (АО, частота 27,5 Гц), верхней струны — 52 мм (С8, частота 4186 Гц). В соответствии с теоремой Фурье импульсы смещения, которые возникают в струне при ударе по ней молоточком, можно представить как сумму гармонических собственных колебаний струны, частоты которых относятся друг к другу как целые числа 1 : 2 : 3 : 4... При этом высота звука определяется частотой основного тона, а соотношения амплитуд и фаз гармоник и изменение их во времени (нарастание и спад) влияют на тембр слышимого звука (см. гл. 2). Амплитуды различных гармоник в спектре колебаний струн будут зависеть от места удара молоточка по струне, времени и силы его воздействия (т. е. формы импульса силы воздействующей на струну — рис. 4.3.48), от характера взаимодействия струн со штегами и декой, от жесткости закрепления струн в опорах и др. Как уже было сказано выше, поскольку форма импульса силы меняется нелинейно при изменении силы удара молоточка по струне, то и форма колебаний струны (а следовательно, и ее спектральный состав) изменяется нелинейно: при большей силе удара импульс, распространяющийся по струне, имеет более острую форму огибающей, что соответствует большему числу высокочастотных гармоник в спектре и, соответственно, более яркому тембру. Наконец, реальные струны обладают неидеальными свойствами из-за неоднородной плотности, овальности, конечной собственной жесткости, нежесткого закрепления на концах, за счет передачи энергии подвижным опорам и т. д. Это приводит к тому, что соотношение частот для гармоник будет отличаться от целочисленных значений, т. е. спектр будет обладать негармоничностью. Как уже было отмечено выше, под негармоничностью понимается отклонение реальной частоты n — обертона f’n от значения частоты n — гармоники nf 0. Например, струна для ноты А4 с основной частотой f0 = 440 Гц, длиной L = 415,4 мм и диаметром d = 0,95 мм имеет коэффициент негармоничности В = 0,51. Из этого соотношения следует, что негармоничность пропорциональна квадрату диаметра струны (т. е. у толстых струн она больше); кроме того, она обратно пропорциональна длине струны в четвертой степени, т. е. у коротких дискантовых струн негармоничность возрастает по мере увеличения высоты тона. На негармоничность оказывают влияние и другие перечисленные выше параметры струн, но их вклад оказывается меньшим по сравнению с жесткостью. Эта негармоничность сказывается при настройке инструментов и приводит к некоторым отклонениям настройки основных тонов звуков фортепиано от точных значений частот равномерно темперированного строя. Усредненные кривые таких отклонений показаны на рис. 4.3.53. Рис. 4.3.53. Отклонения в настройке от равномерно темперированного ряда Таким образом, анализ процессов колебания струн фортепиано с учетом их реальной жесткости, подвижности опор, демпфирования и т. д. представляет собой сложную проблему, которая эффективно решается с помощью численных компьютерных методов. Дека фортепиано представляет собой деревянную резонансную пластину сложной изогнутой формы с приклеенными к ней с нижней стороны рипками (ребрами жесткости из древесины хвойных пород) и двумя изогнутыми штегами (деревянными брусками из твердолиственных пород древесины) на верхней стороне (рис. 4.3.39). Эта пластина (щит) склеивается из отдельных досок резонансной древесины, располагаемых в диагональном направлении. Рипки приклеивают к щиту по возможности перпендикулярно к направлению досок. Вся дека приклеивается по контуру к жесткой опорной раме (футору). Главное назначение деки состоит в том.чтобы обеспечить оптимальные условия передачи энергии колебания струн окружающей воздушной среде, т. к. дека является резонатором. Струна из-за своей малой площади создает звук малой интенсивности, но когда колебания струн через штеги передаются деке, воздух по всей большой площади деки вовлекается в колебания и создается звук достаточно большой мощности. Поскольку в деке при этом возбуждаются резонансные колебания со своим сложным спектром, то они совместно с колебаниями струны определяют спектральный состав излучаемого звука и формируют процесс его атаки и затухания, т. е. оказывают существенное влияние на тембр звучания фортепиано. .Дека, как всякая распределенная колебательная система, имеет набор собственных частот, которые зависят от ее геометрических размеров и формы, а также плотности и жесткости материала, из которого она изготовлена. При этом амплитуда и ширина резонансных пиков, образующихся при возбуждении деки на этих частотах, определяется прежде всего ее добротностью, которая зависит как от внутреннего трения в материале, так и от потерь энергии в опорах и др. Расчет колебательных процессов в такой конструкции представляет значительные сложности и выполняется компьютерными численными методами, хотя различные приближенные методы оценок также достаточно широко используются при проектировании. Как уже было сказано выше, амплитуда колебаний и время переходных процессов для струны, с жестко закрепленными краями определяются физико-механическими свойствами материала струны (силой натяжения, длиной, массой, коэффициентом внутреннего трения) и количеством энергии, полученной при ударе молоточка. Если часть энергии передается через опоры (штеги) деке и расходуется на возбуждение в ней колебаний, то процесс затухания колебаний происходит гораздо быстрее. Поэтому при анализе взаимодействия струн и деки необходимо учитывать, что чем меньше жесткость деки и чем меньшее сопротивление она будет оказывать колебаниям струны, тем больше энергии ей будет передано. Следовательно, излучаемый ею звук будет более громким, но более коротким (т. к. колебания будут быстро затухать). Если жесткость деки будет выбрана слишком большой, то звук будет более тихим, но более длительным. Поэтому искусство создания дек состоит в выборе их механических сопротивлений и оптимальном согласовании последних с механическими сопротивлениями струн, чтобы звук был достаточно громким и достаточно продолжительным. Жесткость деки зависит от свойств ее материала и технологии его использования. Для дек подбирают специальную хвойную древесину. Качество материала деки определяется по его излучательной способности, которая приближенно оценивается по величине «акустической постоянной». Акустические качества деки тем лучше, чем выше величина акустической постоянной ее материала. Поэтому для дек используются в основном ель (С = 11-14 м4/кг-с) или сосна (С = 8.6—13.5 м4/кг · с). Лиственные поролы имеют более ограниченное применение С. Существенное значение для качества дек имеет однородность каждой дечной дощечки, наклон волокон дерева внутри дощечки, длительность выдержки древесины при естественной сушке. Выдержанная древесина обладает большей стабильностью физико-механических параметров, меньшей плотностью, меньшим внутренним трением на низких частотах, меньше подвержена воздействию окружающей среды и др., поэтому применяется лучшими фирмами-производителями, например Steinway. Коэффициент полезного действия деки в целом, т. е. отношение излучаемой акустической мощности к мощности, переданной от струны, приблизительно пропорционален величине h = С /Ад, где Ад — логарифмический коэффициент затухания колебаний в деке (см. гл. 2). Чем больше потери энергии в деке (и соответственно, больше Ад), тем менее эффективно дека излучает звук и тем быстрее он затухает. Однако малое значение Дд приводит к недостаточному демпфированию резонансов, большой длительности переходных процессов и искажению тембра. Кроме выбора материала, существенное влияние на акустические характеристики оказывают размеры, форма и распределение толщин деки. Экспериментальные амплитудно-частотные характеристики излучения идеализированной деки (без рипок и штегов) приведены на рис. 4.3.54. Для АЧХ характерен резкий спад к низким частотам | Рис. 4.3.55. Формы колебаний деки концертного рояля ниже 100 Гц и постепенный спад начиная с 1000 Гц к верхним. Малая эффективность излучения в области низких частот связана с эффектом «короткого замыкания» за счет сложения в противофазе излучения от двух стороны деки. Для увеличения эффективности излучения в области низких частот деки делают достаточно большими: например, для концертного рояля длина деки достигает 2,9 м. Формы колебаний такой деки, измеренные методом лазерной интерферометрии, показаны на рис. 4.3.55. Как видно из рисунков, на низких частотах дека колеблется как единое целое, по мере повышения частоты проихо-дит разделение поверхности узловыми линиями, что обуславливает появление пиков и провалов на амплитудно-частотной характеристике и приводит к ее спаду на высоких частотах. Толщина деки в центральной части составляет 8-11 мм, иногда ее уменьшают к периферической части. Обычно щиту деки придают форму купола, обращенного вершиной к струнам. Выпуклая форма делает деку прочнее, она становится более устойчивой при динамических воздействиях и статическом давлении струн. Высота купола выбирается небольшой (от 1-5 мм), при этом необходимо, чтобы она сохранялась при длительной эксплуатации. При недостаточно жестком креплении деки к футору много энергии рассеивается в опорах, поэтому требуется контроль плотного прилегания ее краев к опоре. Существенное влияние на форму амплитудно-частотной характеристики излучаемого звука оказывает выбор количества, расположения и высоты ребер жесткости (рипок) под нижней частью деки. Ребра жесткости (рипки) используются для того чтобы увеличить жесткость относительно тонкой (по сравнению с ее размерами) деки, а также сделать ее более однородной (т. е. уменьшить разницу в жесткости в продольном и поперечном направлениях). Обычно рипки изготавливаются из тех же пород хвойной древесины, что и дека. Подбирая расстояния между рипками (при этом узкие и высокие рипки оказывают более существенное влияние чем широкие и низкие) и регулируя тем самым резонансные частоты участков деки, расположенных между ними, можно увеличить уровень излучения от нее. Передача колебаний от струн к деке происходит через ште-ги (подставки). Штеги — басовый и дискантный — представляют собой два изогнутых ребра жесткости, изготовленные из твердых пооод леоева. Ширина штега у вершины составляет 32-45 мм; Рис. 4.3.56. Давление струны на штег в нижней части, где штег приклеивается к поверхности деки, его ширина обычно делается меньше (22-24 мм), чтобы не ограничивать подвижность деки на высоких частотах. Для обеспечения плотного контакта струны со штегом в него вбивается два металлических штифта. Рабочая часть струны длиной L ограничивается винтом-аграфом на передней части чугунной рамы и передним штифтом на штеге (рис. 4.3.56). Остальная часть струны между задним штифтом штега и штифтом на задней части рамы является нерабочей. Для того чтобы колебания струны эффективно передавались деке через штег, он должен быть очень плотно к ней прижат, поэтому штег делают с некоторым наклоном, что обеспечивает перегиб струны и создает силу статического давления со стороны струны на штег Р = Ту,гдеТ— натяжение струн, у— вертикальный угол перегиба струны. Эта сила статического давления (в производстве называется «друк») составляет в пересчете на одну струну 18-35 Н, она не дает струне отрываться от штега при переменных колебаниях. Передача энергии от струны к деке будет тем больше, чем больше амплитуда колебаний струны, масса струны и усилие ее натяжения. Если частота колебаний основного тона струны или ее обертонов совпадает с резонансными частотами деки, то на этих частотах происходит максимальная передача энергии от струны к деке, при этом штеги также колеблются с максимальной амплитудой. Если частоты колебаний струн не совпадают с резонансами деки, то большая часть энергии отражается и дека возбуждается слабо. Если резонансные частоты струн и деки не совпадают, но близки по частоте, то могут возникать биения (как у скрипки или гитары). Характер взаимодействия струн, подставки и деки влияет не только на эффективность возбуждения колебаний в деке, а следовательно, и на общий уровень излучаемой акустической мощности, но также и на характер переходных процессов, в значительной степени определяющих тембр звучания фортепиано. Механическое сопротивление деки больше сопротивления струны, поэтому процесс затухания колебаний в ней происходит довольно медленно: время реверберации (т. е. спада на 60 дБ) составляет на низких частотах 10— 50 с, на высоких — 2-5 с. Рис. 4.3.57. Две стадии процесса спада колебаний для звуков рояля Причем интересно отметить, что процесс затухания звуковых колебаний имеет две стадии: сначала быстрый спад, затем более медленный (рис. 4.3.57). Это происходит потому, что в начальный момент в струне при ударе молоточка возбуждаются только поперечные колебания, затем из-за появления крутящих моментов в опорах появляются колебания струн в плоскости, параллельной деке (меняется поляризация), а поскольку сопротивление деки в параллельном направлении значительно выше, чем в перпендикулярном, то эти колебания плохо передаются и медленно затухают. Существует и другая причина наличия двух стадий переходного процесса в фортепиано: как уже было сказано выше, большинство клавиш связаны с двумя или тремя струнами; когда молоточек ударяет, например, по трем струнам, то в начальный момент они все колеблются в фазе и передают энергию через штег с максимальной скоростью, но со временем из-за малых разностей в частотах настройки струн, небольших различий в их жесткости и по другим причинам происходит рассогласование их по фазе и скорость передачи энергии деке уменьшается. Таким образом, регулируя степень настройки в унисон струн хора, можно несколько менять время переходных процессов в них и, соответственно, тембр звучания. Чем ближе настроены струны, тем больше время переходных процессов; однако если эта расстройка достаточно велика, то отчетливо прослушиваются биения, поэтому обычно она не превышает 1-2 цента. При использовании левой педали (ипа согс!а) неударные струны также стартуют не в фазе с ударными и энергия медленнее передается через подставку деке. Такое изменение амплитудных и фазовых соотношений в процессе передачи колебаний деке придает фортепианным звукам «живость», что также служит их отличием от синтезированного звука. Педали и демпферы. Демпферы имеют форму деревянных брусочков, оклеенных войлоком, которые лежат на струнах. При нажатии клавиши в момент, предшествующий удару, подушечка демпфера отходит от струны, давая ей возможность колебаться. При возвращении клавиши подушечка прижимается к струне и быстро прекращает колебания. Демпферами обычно снабжены только струны нижних октав фортепиано, звуки верхних октав из-за малой длины струн, быстро затухают, что не требует дополнительного демпфирования. Правая педаль приподнимает сразу все демпферы, освобождая струны фортепиано. При этом удар по какой-либо одной струне приводит в колебания соседние струны, резонансы которых совпадают с обертонами звучащей струны, что обогащает тембр и делает его более певучим. Левая педаль (una corda) сдвигает клавиатурную раму вправо, так что молоточки начинают ударять не по всем струнам хора (вместо трех по двум, вместо двух по одной; на басовые одиночные струны она не действует), происходит уменьшение силы звука и изменение тембра за счет неударяемой струны хора, которая начинает колебаться несколько иначе, чем при обычном ударе. В вертикальных пианино и некоторых роялях левая педаль сдвигает молоточки ближе к струнам до нажатия клавиши, уменьшая путь их разгона и, соответственно, их ударную силу; звук при этом получается более тихим. В некоторых больших роялях есть третья «задерживающая» педаль (sostenuto). Она позволяет задерживать отдельные демпферы (клавиши которых уже были нажаты до ее использования) поднятыми; в то же время она не оказывает влияния на демпферы других клавиш. В некоторых инструментах центральная педаль — это басовая педаль, которая держит поднятыми демпферы только на басовых струнах. Умелое использование педалей позволяет создавать разнообразие тембровых и динамических оттенков. Таким образом, общие процессы звукообразования в системе клавишный механизм — молоточек — струна — дека носят чрезвычайно сложный характер. В настоящее время активно разрабатываются компьютерные физические модели механизмов звукообразования в фортепиано, что позволяет надеяться на получение новых результатов в исследовании этих процессов. АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Частотный диапазон основных тонов фортепиано изменяется от самого низкого тона 27,5 Гц (АО) до самого высокого 4186 Гц (С8). В низких регистрах общий диапазон с учетом обертонов достигает 3 кГц, в верхних регистрах до 10 кГц и выше. Спектральный состав звука существенно различается в разных диапазонах: если в нижних регистрах (ниже 100-250 Гц) в спектре содержится много обертонов (рис. 4.3.58 ), при этом амплитуда фундаментальной (основной) частоты ниже, чем амплитуды первых обертонов, то при переходе к более высоким регистрам количество слышимых обертонов в спектре звука уменьшается, амплитуда основной частоты начинает доминировать и тембр существенно изменяется. Формантные области в спектре нечетко выражены и находятся в области 500-2000 Гц. В спектре имеются шумовые компоненты, особенно в области 200-500 Гц для низких регистров и 2 кГц для высоких. Рис. 4.3.58. Спектр четырех нот фортепиано G1, G2, G3, G4 Динамический диапазон фортепиано достигает 45-50 дБ. Для отдельно сыгранной ноты динамический диапазон 35 дБ, самый громкий уровень 85 дБ-С (на 10 м) и тихий 50 дБ-А. Изменение громкости оказывает существенное влияние на изменение спектрального состава звука и изменение тембра. Переходные процессы. В звуках фортепиано преобладают в основном нестационарные процессы (атаки и спада), стационарная часть звука очень короткая (поскольку после удара молоточком струна и дека находятся в режиме затухающих колебаний). Звук состоит из короткой атаки и длительного спада (рис. 4.3.59). В нижних регистрах время атаки достигает 20-30 мс, в верхних — 10-15 мс. Для атаки характерно появление шума до начала установления основных обертонов. Этот шум связан с работой клавишного механизма, а также с появлением продольных колебаний басовых струн. Звуковой уровень продольных компонентов может быть в начальный момент только на 10-20 дБ ниже основного звука, но они быстро затухают со скоростью 100 дБ/с. Процесс затухания колебаний значительно более длительный и может достигать без демпферов 10с (время, в течение которого уровень звука уменьшается на 60 дБ). Как уже было отмечено выше, демпферы опускаются на струну и прекращают ее звучание примерно через 80-100 мс после отлета молоточка. Скорость и характер процесса затухания существенно различается у разных обертонов (высокие обертоны затухают быстрее). Зависимость времени затухания струн от частоты для двух концертных роялей показана на рис. 4.3.60. Трехмерный спектр представлен на рис. 4.3.61. Характеристика направленности рояля существенно видоизменяется с повышением частоты (рис. 4.3.62). На частотах выше 500 Гц начинает сказываться экранирующее влияние крышки рояля. При открытой крышке максимальный уровень излучения сосредоточен в углах между 15° и 35° в вертикальной плоскости, для высоких регистров угол излучения уменьшается. Разница в уровнях излучения при открытой и закрытой крышке достигает 5-10 дБ. вызов настройщика фортепиано по телефону: 093–704-71-29 097-663-09-36
|